66 сцен в жизни Петербурга

В большом зале музея «Эрарты» были продемонстрированы 3 программы игровых короткометражных фильмов нового поколения режиссеров датской киношколы, снятых в период с 2011 по 2015 год. Созданная в 1966 году, она получила признание в начале 1990-х годов. Ее известные выпускники — Ларс фон Триер, Томас Винтерберг, Кристофер Боэ, Сюзанна Бир, Лоне Шерфиг и другие — преобразили мир кинематографа. Смелые, бескомпромиссные, эмоциональные фильмы молодых профессиональных режиссеров знаменитой на весь мир школы не могли оставить равнодушными даже самых искушенных киноманов.

Открывался фестиваль получасовой драмой «Потерянная любовь». В главных ролях были несравненная Эммануэль Беар, пожалуй, одна из самых красивых французских актрис, и Дени Лаван, сыгравший во всех фильмах Леоса Каракса.

Однако 17 октября произошло воистину историческое событие: легендарный датский режиссер Йорген Лет посетил «Северную Венецию». Йорген – один из пионеров экспериментального датского кино, имя которого давно вписано в историю современных неигровых картин XX – XXI веков. В 1970 году Лет стал профессором Датской национальной школы кинематографии в Копенгагене, хотя так и не получил профессионального образования в этой области. Нередко в связи с этим его называют «Учителем Ларса фон Триера», хотя Лет категорически это отрицает. Но, бесспорно, Йорган Лет оказал огромное влияние на целое поколение датских режиссеров.

Свой первый документальный фильм «Пять препятствий» (2003) Ларс фон Триер снял именно с участием Лета. «Если благодаря фон Триеру датское кино теперь смотрят во всем мире, то, благодаря Лету, в Дании до сих пор документальное кино снимают на пленку и показывают на широком экране», – высказался Антон Долин, Искусство Кино.

В музее «Эрарта» было представлено сразу два произведения Йоргена Лета – «66 сцен из Америки» и «Орхус». Именно в первой картине можно увидеть тот самый момент с Энди Уорхолом, который сделал фильм легендарным. Речь идет о художнике, который ест гамбургер. Все утверждали, что этого никогда не произойдет, так как Энди не согласится. Однако Лет сам явился на предприятие Уорхола, чудесным образом нашел его и сразу заявил, что он датский режиссер, снимает фильм об Америке и хочет, чтобы Уорхол перед камерой съел гамбургер. Художник оказался стеснительным и скромным человеком. Он с грустью выслушал Лета и просто ответил: «Хорошо». В результате, возникла одна из самых ярких сцен с его участием в истории кино, которую можно было увидеть на показе.

Вторая лента была посвящена небольшому датскому городку Орхус, где в июне 1937 родился Йорген Лет. Как потом говорил режиссер после ее просмотра: «Хоть я и не выбирал, какие фильмы будут сегодня показаны, по настроению было верным решением представить картины именно в таком порядке. Иначе вы бы не смогли досидеть до конца второго кино».

Несмотря на то, что фильм личный, он побудил каждого присутствующего вспомнить свои детские переживания. Музыка, написанная Йоргеном, места, которые он снимал, и истории, которыми сопровождались кадры, сделали свое дело, и не один зритель не ушел без ярких впечатлений.

Перед показом, между картинами и по завершении Йорген Лет давал комментарии и отвечал на вопросы публики. Стоит отметить, что на слова он не скупился и с неподдельным интересом отвечал на все вопросы. Легендарный режиссер несколько раз просил у присутствующих прощения за то, что он увлекся и не давал перейти к просмотру картины, что, в свою очередь, сопровождалось одобрительными улыбками слушателей:

«Я начинал как поэт. В 62 году выпустил первый сборник, а в 63-м первый фильм под названием “Остановите Босса”. Затем вышел фильм, который мы скоро посмотрим, “фильм-гамбургер”, “66 сцен из Америки”. Его я снимал со своим оператором Дэном Холмбергом. У нас с ним одинаковое эстетическое восприятие. Снимал анфас, считаю это наиболее интересным ракурсом. Меня всегда интересовала антропология взаимоотношения людей, поэтому следующим вышел фильм, который продолжил тенденцию “Идеальный человек”».

«Моим источником вдохновения, в большей степени, является мое любопытство. Жизнь под лупой. В своих фильмах я придерживаюсь такой идеологии: “Не нужно отвечать на все вопросы, люди сами ответят”. Всегда стараюсь играть с тем, что я снимаю, меняю ракурс».

«Почему 66 сцен? И почему Америка? Мы любили Америку, хотя в тот момент она была не в фаворе, вы понимаете (речь идет о Войне во Вьетнаме (1965—1973)). И мы хотели это исправить. Но это не была слепая любовь, мы понимали всю ситуацию и старались осветить все стороны. Нашей идеей было сделать стопку открыток из Америки. В целом, лента – это наши путевые заметки».

«В 2003 вышел фильм “Новые сцены из жизни Америки”. Но не стоит их сравнивать – это новая картина, новая Америка, мой новый взгляд. Съемки проходили в сентябре 2001 – и вы понимаете, что это значит… В новой ленте мне удалось найти другого Энди Уорхола. Трудно было заменить эту пустоту. Я взял художника из группы, где он работал».

«Почему я снимаю одним кадром? Это не так. В действительности, мы очень просто подходим к съемке каждой сцены, и стремимся к тому, чтобы все было одинаково.

Почему в некоторых сценах есть музыка, а в других нет? Это моя собственная музыка, и подбирал я ее по своему вкусу. Кстати, я очень люблю джаз, и совсем недавно снял об этом фильм».

«Почему сцены возвращаются в те же места? Цикличность, я страдаю ностальгией. Я всегда возвращаюсь в те же места, в Нью-Йорк к Сарди. И я консерватор. Люблю большие сцены и коктейли. Думаю, творческие люди меня поймут: от Нью-Йорка до Флориды – все, что мне нравится».

Дружными и громкими зрительскими овациями закончился показ с Йоргеном Летом. Бесспорно, это был очень душевный вечер! Неудовлетворенных не было. Каждый открыл для себя что-то новое, как поклонники легендарного режиссера, так и доселе незнакомые с его творчеством зрители. Для тех, кто не попал на показ в музей современного искусства «Эрарта», нет поводов для огорчения. Картины Йоргена Лета можно найти в сети и насладиться просмотром в компании друзей и близких.

Алексей Самсонов