Регистрация
или
Все поля обязательны для заполнения!
Дата рождения
Пол
Мальчик
Поздравляем!
Вы успешно зарегистрированы.

А-КИНО: «Страшный абсурд»

В прошедшие выходные, 16-17 июля, во дворе Фонтанного дома прошли завершительные кинопоказы в рамках проекта «А-Кино». Субботний вечер обещал отличную погоду и хорошую кинопрограмму, и мы недолго думая прибыли в назначенный час к музею Ахматовой.

«Страшно абсурдно» – пожалуй так можно охарактеризовать субботнюю программу фестиваля, сфокусировавшуюся на природе самого страха, по разному отраженной в трех картинах этого вечера.

Фильмом открытия стала легендарная шизофреническая фантазия Алана Шнайдера по сценарию Сэмюэля Беккета «FILM» (1965) с Бастером Китоном в главной роли.

Эта короткометражка на 20 минут погрузила всех собравшихся киноманов в сюрреалистический мир без цвета и звука, наполненный невротическими действиями главного героя, бегущего от своего отражения, как от собственного персонального Ада, готового захлопнуться и поглотить его, лишь только он познает самого себя в отраженной реальности.

Динамичный, граничащий с безумием так же, как и сама картина, саундтрек-импровизация, сыгранный вживую Владимиром Волковым («АукцЫон», «Волков-трио») раскрасил немое черно-белое действо тысячью тревожных игл, впивающихся в каждый жест героя Китона. Обрушившись на зрителей волной холодящего ужаса завершительной сцены, последние ноты будто поймали образ героя в капкан демонической фантасмагории.

Второй картиной вечера стала экранизация пьесы Людмилы Петрушевской «Кому это нужно» (2015), представленная ее режиссером и бессменным ведущим интеллектуальных киновечеров, Владимиром Непевным.

Этот абсурдистский эксперимент по праву можно считать уникальным, не только из-за филигранно выстроенного парадокса, и не столько потому, что это первая экранизация Людмилы Стефановны, а потому что сама Петрушевская эту работу признала, и даже похвалила, хотя сценарная переработка внесла в ее комедию некоторые коррективы, возможно, повлиявшие на прочтение.

Владимир Волков, сопровождавший безымянного героя Беккета в «FILM», переместился прямиком в трагическую буффонаду Петрушевской в роли композитора, подыгрывая разворачивающемуся на экране театру абсурда.

Действие картины Непевного выстраивается вокруг бытовой сцены, локализованной в коммунальной квартире, которую главный герой в исполнении Владимира Крылова делит с соседкой, женщиной в возрасте, героиней харизматичной Ольги Антоновой. К слову, исполнительница главной роли и сама хотела прибыть на показ, но, по словам Непевного, приболела.

Главный герой обращается к героине Антоновой с просьбой – поливать его луковицу, во время его отсутствия. Эта безобидная просьба порождает в его соседке целую вереницу абсурдных вопросов, противоречащих друг с другом и со здравым смыслом, и луковица, словно знак коммунального произвола, так и остается лежать в медной миске, как подкидыш. Однако после того как женщина узнает, что отсутствовать её сосед собирается навсегда, по причине того, что он решил повеситься, начинается самое интересное.

Суицидальным планам главного героя не суждено сбыться, вскоре его, спрятавшегося в шкаф, словно в гробу выволакивают в коридор, под аккомпанемент размышлений соседки – какое из его имущества пристроить себе, какое дочке, а какое можно и оставить.

Герой будто бы проживает момент жизни, в которой его уже не стало, и происходящее на экране расцветает уже не комичностью абсурда, а скорее ужасом реализма.

Вспоминая слова самой Петрушевской о картине Непевного, – «Я писала комедию, а получилось нечто монументальное», – невольно соглашаешься с автором. В воображении зрителей в тот вечер, эта работа точно стала монументом.

После 30-минутного перерыва, во время которого кинолюбители с вопросами и благодарностями поочередно обступали звезд вечера – режиссера и композитора, сопровождавших их в субботнем кинопутешествии, начался показ заключительной картины вечера – черной комедии Михаила Брашинского «Шопинг-тур» (2013).

Если абсурдистский ужас первых двух фильмов носил скорее экзистенциальный характер, то в этой ленте, снятой в жанре мокьюментари, фокус сместился в сторону вполне привычного и знакомого зрителю каннибализма.

Главные герои картины, мать (Татьяна Колганова) и ее сын подросткового возраста (Тимофей Елецкий) отправляются в шопинг-тур в Финляндию. После нескольких семейных сцен, и прохождения границы, задокументированных на камеру телефона героя Елецкого, которая, собственно, и служит объективом оператора, автобус героев отправляется в первый большой супермаркет, в котором финны начинают в меру динамично поедать закупающихся. А все потому, что в Иванов день у жителей Суоми заведено лакомиться заморской человечинкой.

Режиссер этой картины не изобретал новых форм, зато показал, что суть страха, возведенная в абсурд в квадрате может здорово насмешить, что и произошло с укутавшимися в пледы зрителями, чьи неловкие смешки на протяжении часа взрывали двор Фонтанного дома. Героям картины было не так смешно, они оставляли предсмертные сообщения и затыкали кусанные раны грязными ладонями. Возможно режиссер хотел сказать, что нам пора перестать хотеть «туда», ведь «там» тоже есть своё зло, но вышло как-то абсурдно, и совсем не страшно.

Скинув пледы, мы шагнули в реальный мир зябкого питерского вечера, не забывая, что «Всюду Хармс!»

Для бесстрашных адептов культа страха ВКИНО рекомендует:

Заклятие (2013)

Дом в конце времен (2013)

Рога (2013)

Бабадук (2014)

Оно (2014)

Проклятие Аннабель (2014)

Реальные упыри (2014)

Ведьма (2015)

Визит (2015)

Кловерфилд (2016) 

Олеся Гудкова