А-КИНО: Субботнее «Люди в воскресение»

2 июля в Петербурге открылся фестиваль интеллектуального кино «A-КИНО». Все показы будут проходить под открытым небом в парке Фонтанного дома по адресу Литейный проспект, 53. В программе фестиваля представлены фильмы разных эпох и самых разных стран: от классики мирового кинематографа до новинок от наших соотечественников.

Первый фестивальный день открылся фильмом 1930-го года под названием «Люди в воскресение». В его производстве принимали участие тогда ещё молодые режиссеры, картины которых буквально через десять-пятнадцать лет стали известными по всему миру! Совсем неизвестные никому братья Сьодмаки, Билли Уайлдер и Фред Циммерман задумали снять картину, которая покажет жизнь совершенно обычных, ничем не примечательных людей. Несмотря на отсутствие в картине профессиональных актёров, так как все персонажи были сыграны друзьями режиссеров, абсолютными дилетантами в мире кино, это ничуть не контрастирует. Наоборот, ненавязчивая любовная линия гармонирует с полудокументальной, абсолютно реалистичной манерой съемки общих видов города. Мчащиеся трамваи, торопящиеся на работу люди, тихие набержные – все эти детали, к тому же вкупе с чёрно-белой картинкой, наводят зрителя на мысль, что именно на этой самой натуре Анри-Картье Брессон в скором времени сделает свои первые снимки.

  Обладая минимальным бюджетом, они взяли в руки камеру, вышли на улицы Берлина и стали снимать обыденное времяпрепровождение горожан. Несмотря на незамысловатый сюжет (с приходом выходных город пустеет, люди выезжают на природу отдохнуть), картину смотреть приятно и ничуть не скучно. Вероятно из-за вертовского приема «киноглаза»: невидимой камеры, которая подмечает то, что обычно ускользает от человеческого взгляда ввиду присущей любому из нас невнимательности. Сидя внутри шума городской толпы, она будто боится спугнуть того или иного потенциального героя следующей сцены.

Современного зрителя подобное не удивляет; должно сделать скидку на огромное количество средств массовой информации, Интернет с его возможностью в любое мгновение узнать, что творится в той или иной точке мира. «Люди в воскресение» – есть дань концепциям русских формалистов, что нашего соотечественника не может не радовать. Принцип отстранения, предложенный русским филологом В.Б.Шкловским, в полной мере воплощён в данной картине: современники режиссеров увидели привычные им вещи с абсолютно непривычной, даже немного экстраординарной для них точки зрения.

Анна Фёдорова