«А мы из Чертаново!»

Примечательный и спокойный район Москвы, название которого перед премьерой фильма Бондарчука стало нарицательным, успел появиться в 15 отечественных фильмах. В советское время его стройка была отличным фоном для сатирических зарисовок на темы взяточничества, растраты и пьянства. Во второй половине 1980-х его беспощадные лабиринты домов приютили неудобных перестроечных героев, а в российском кино экспериментальный район предстал и вовсе страной в миниатюре. Что снимали в Чертаново за последние 40 лет? 

1. «Сто грамм для храбрости» (1976)

Кажется, алкогольная тематика сопровождает образ этого района на экране едва ли не с момента присоединения одноименной деревни к Москве. Вот и в советском сатирическом альманахе «Сто грамм для храбрости» в одной из новелл нашлось место заброшенному автобусу, который навсегда застрял на своей конечной остановке, в строящихся каменных джунглях Чертанова. Герои забираются в него, как в норку, чтобы принять на душу заветные сто грамм. Интересно, что панели для новостроек еще лежат на земле, ожидая своего часа, а скромный деревянный заборчик отгораживает стройку от жилых домов, в которых уже вовсю кипит жизнь простых советских людей.

2. «Служебный роман» (1977)

Персонажей всеми любимого фильма специально разбросали по всей Москве, тем самым подчеркнув их разный социальный статус. Квартира в новом районе Чертаново досталась обаятельной и не в меру говорливой секретарше Верочке (Лия Ахеджакова). В начале картины болтушка в голубом беретике и заграничных брюках клеш нервно ожидает трамвая среди других москвичей, опаздывая на работу. Позади Верочки (под искрометный рассказ Новосельцева) открывается вид на Чертановскую улицу вплоть до Кировоградского проезда. Спальный район аккумулирует жизненную энергию героев фильма, но тратить ее они предпочитают в других местах.

3. Киножурнал «Фетиль» (1980)

В СССР короткие ролики сатирического киножурнала «Фитиль» обычно показывали перед сеансами в кинотеатрах. Достраивающееся Северное Чертаново вместило в себя многие негативные явления из жизни страны, и расхищение госимущества не стало исключением. В одном из выпусков («Оптический обман») нерадивый подрядчик пытается сдать дом без последнего этажа и приглашает инспектора отметить это событие в местный ресторан «Россошь» (сейчас на этом месте стоит супермаркет). Однако честный чиновник с помощью бинокля деликатно намекает, что для встречи больше подойдет соседнее здание — районное отделение прокуратуры.

4. «Ночной экипаж» (1987)

В первых кадрах этой горькой перестроечной драмы Чертаново кажется призрачным уснувшим городом. Здесь в холодных бетонных прериях свои тихие игры ведут нерадивые студенты ПТУ. Не столько беспричинное бунтарство, сколько набор эффектных для своего времени кинотрюков — немотивированная драка, угон такси с последующим катанием по ночной Москве — приводит героев к неминуемой трагедии. Вскоре реальность догнала кино и поглотила тревожных юношей — последнему поколению советских подростков предстояло слишком быстро повзрослеть. В фильме Бориса Токарева подростки, не дожидаясь неминуемого хода истории, выбирают гибель почти без причины.

5. «Забытая мелодия для флейты»

В 80-е годы в Москве возник феномен воскресных вернисажей, а общество начало отвоевывать себе пространство для досуга. Так, рядом с конноспортивным комплексом «Битца» в Северном Чертанове по выходным дням собирались художники и маргиналы со всей Москвы. Эту традицию, совпавшую с началом перестройки, увековечил Эльдар Рязанов в фильме «Забытая мелодия для флейты». Зима, над толпой проносится неизбывная песня «Ах вернисаж, ах вернисаж...», но широкая площадь, не так давно встречавшая олимпийских болельщиков, заполнена уже совсем другими персонажами. Одни торгуют авангардными картинами, другие рисуют прямо на месте, а есть и те, кто спекулирует венгерскими колготками. В пятиминутный эпизод даже уместилась аллюзия на посещение Хрущевым выставки в Манеже. Однако вердикт «Мазня!», прозвучавший из уст очередного партийного чиновника, уже никого не трогает, а на предложение снести это все к чертями собачьим он получает спокойный ответ: «Время бульдозеров прошло».

6. «Осень, Чертаново...»

Позднее советское кино любило темные кадры, медленные диалоги, неправильный свет и несчастных героев. Кромешная осень царила не только в Чертанове, но и по всей стране, куда только добирались режиссеры, надломленные и одновременно вдохновленные Андреем Тарковским, Сергеем Соловьевым, Романом Балаяном и другими. В одной из самых примечательных сцен фильма, снятого Дмитрием и Игорем Таланкиными, чертановский тоннель вспыхивает ритмичными голубыми огнями прожекторов. Герои сходят на автобусной остановке и идут под дождем в сторону построек, которые когда-то носили гордое звание экспериментальных. Серые дома выглядят заброшенными, будто пережили техногенную катастрофу и более непригодны для жизни.

7. «Дама с попугаем»

Подразумевается, что жители Чертанова, как и большинство советских граждан, проводили отпуск на Черном море. Там и познакомился с загадочной женщиной, отдыхающей на пляже в компании попугая, главный герой, Сергей (Алексей Жарков). Вернувшись в Москву, он приложил все усилия, чтобы отыскать таинственную незнакомку. Примечательно, что последний эпизод фильма снят на трамвайной остановке практически с того же ракурса, с которого Чертаново снимал Эльдар Рязанов в «Служебном романе». Жарков садится в трамвай и уезжает в неизвестном направлении, на что жители района недоумевают: «И куда он едет? Впереди две короткие остановки и конечная».

8. «Такси-блюз» (1990)

В культовом фильме перестроечных времен Павел Лунгин поселил спившегося музыканта Леху (Петр Мамонов) в один из домов Северного Чертанова. В картине хорошо различима нетипичная планировка дома, в котором живет главный герой. Весь первый этаж здания нежилой, он объединен общими коридорами, по которым жильцы могут сновать из корпуса в корпус, не выходя на улицу. Особенность строения сюжетно раскрывалась в картине. Таксист привозит Леху домой в ночи, тот убегает в подъезд якобы за деньгами, однако в следующем кадре недождавшийся таксист печально провожает взглядом длинные корпуса дома, обласканного рассветом. В таком замысловатом лабиринте Леху было уже не достать.

9. «Шультес» (2008)

В этой картине представлено Чертаново нулевых с любовью к отстраненной интонации и реалистичным городским ландшафтам. Герой, выведенный Бакуром Бакурадзе, сливается с текучей средой спального района. Холодные формы индустриальной застройки под стать оболочке персонажа, пережившего посттравматический стресс. Его молчание и забытье продолжено в протяжных кадрах панельных громад, спортивных площадок и прудов, зеленых заборов и гаражей. Вот она, идеальная среда для киногероя нулевых, в которой неожиданно проступает своя особая красота. Шумно только рядом с метро: уродливые палатки, снующие люди, сплошной гул из слов, лиц и рекламы. Путь самурая в Чертанове — молча есть свой беляш.

10. «Горячие новости» (2009)

Вероятно, никогда прежде в Северном Чертанове не стреляли так много, как в боевике «Горячие новости» с Андреем Мерзликиным, Марией Машковой и Евгением Цыгановым. Чтобы оправдать подорванное неудачной спецоперацией доверие, московская милиция решается на радикальный пиар-ход и превращает освобождение заложников в реалити-шоу. Бандиты в долгу не остаются и, вооружившись мобильниками, отвечают на медиаатаку собственной интернет-трансляцией. Фильм снимал шведский режиссер Андерс Банке, продюсировал Сэм Клебанов, а за основу был взят одноименный боевик знаменитого Джонни То. Что ж, если и искать в Москве аналог гонконгским коробкам, то Чертаново подходит идеально.

11. «Еще один год» (2013)

Фильм о том, что значит снимать тесную квартирку с бабушкиным ремонтом в Чертанове, когда вы пара и вам чуть-чуть за двадцать. Режиссер Оксана Бычкова, запомнившаяся зрителями такими хитами нулевых, как «Питер FM» и «Плюс один», в 2013 году неожиданно сменила уютные открыточные виды Петербурга и старомосковские переулки на унылые зимние пейзажи спального района. После развода в местном загсе молодые герои отмечают событие коньячком. Прямо на лавочке, окруженной снежным полем, на фоне одного из бело-голубых зданий-лабиринтов Северного Чертанова рождается, пожалуй, самый трагичный из диалогов поколения Y — об измене, о разнице интеллектуальных и социальных статусов, о воображаемом конфликте условных хипстеров и воображаемого народа. Миллениалы даже в особо серьезной ситуации не способны избавиться от привычной иронии. «Обои в цветочек у нее, наверное? Пирожки, уют, пледики». — «Пледики это у бильд-редактора... Очень стильные пледы». — «Ну да, откуда у нее пледики, у нее покрывала с котятками».

12. «Коробка» (2015)

Смелый полнометражный дебют Эдуарда Бордукова, в котором чертановская футбольная коробка оказывается камнем преткновения между русскими и кавказскими ребятами. Кто победит в турнире — забьет за собой место, кто проиграет — уйдет с территории навсегда. Но постепенно футбольный конфликт разрастается и затягивает в себя мафиози, русских националистов, родителей подростков и местных жителей. Чертаново в фильме — миниатюрная Россия, а разрисованный граффити забор с воротами — то звенящее ничто, из-за которого люди порой готовы перегрызть друг другу глотку.

13. «Ольга» сериал (2016)

Где еще, как не в Чертанове, можно было поселить условную российскую семью — мать-одиночку с двумя детьми, отцом-алкоголиком и сестрой, уважающей в мужчинах размер их кошельков. Казалось бы, годный материал для дичайшей чернухи, но авторы сериала «Ольга» избежали печальной участи многих похожих лент. Чертановский юмор и правду жизни оценила даже телеведущая Ксения Собчак, пожелавшая пожать руки сценаристам за правдивые диалоги и сравнившая «Ольгу» с хрестоматийной «Школой» Валерии Гай Германики. Сходство действительно есть.

14. «Пьяная фирма» мини-сериал (2016)

Водка на лавочке, чебуреки у ларька, мигающая скорая у подъезда и другие знакомые киноприметы известного района в сериале Григория Константинопольского органично вписаны в 80-е, 90-е и наши дни. Чертаново остается оплотом стабильности, российской константой, в которой так гармонично существует персонаж Михаила Ефремова — охранник больницы, бывший врач, создавший чудодейственное средство от похмелья, реаниматор, что спасает жизнь Майкла Джексона, когда тот дает дуба в бане у президента Бориса Ельцина.

Чертаново в этой четырехсерийной трагикомедии является собирательным дном, из которого предстоит выбраться русскому Уолтеру Уайту (свой Джесси в лице организатора вечеринок тоже имеется). Количество выпитого на экране зашкаливает, шутки в стиле «Особенностей национальной рыбалки» сочетаются с неожиданными поворотами сюжета, а гротеск заставляет забыть о тягостных приметах реальности. Впрочем, безуспешно: после просмотра настает похмелье, от которого нет пилюль.

Ann
ого, круто!
некоторые фильмы захотелось посмотреть)