Дух Европы в Англетере

В минувшее воскресенье подошел к концу пятидневный кинотур в рамках фестиваля WEST WIND. Кинотеатр Англетер продемонстрировал петербургской публике девять выдающихся европейских фильмов последних лет. Картины в программе отнюдь не заурядные: 90% представляли родную страну на премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

WEST WIND можно по праву назвать исключительным мероприятием. Фестиваль дал возможность ознакомиться с европейской культурой – от особенностей менталитета до глобальных социальных проблем в той или иной стране. Кино на языке оригинала – не единственное, что было уготовано любопытной аудитории. После показов создатели кинокартин лично шаг за шагом помогали зрителю разобраться во всех тонкостях. Приглашенные режиссеры и актеры отвечали на самые разные вопросы: с чем связан выбор темы для фильма, какие трудности возникали во время съемок, в конце концов, действительно ли в далекой Исландии или Португалии дела обстоят именно так, как показано в фильме. Одним словом, межкультурный диалог – главный козырь фестиваля. 

О самих кинолентах можно рассуждать часами – идейности и глубины в них непочатый край, что свойственно авторскому кино. Эти фильмы не нацелены на оглушительный успех и широкий прокат, зато каждый имеет свою изюминку, будь то черно-белое повествование, элементы мюзикла или трехчастная форма. В них не встретишь голливудского хэппи-энда, зато увидишь жизнь, настоящую, без прикрас. Все фильмы невероятно аутентичны, буквально пропитаны духом времени и атмосферой мест, в которых разворачиваются события. Описывать содержание нет нужды – такое кино стоит увидеть собственным глазами и, что не менее важно, прочувствовать его.

«Бараны», Исландия

Холод, бескрайние просторы, фермеры-бородачи в вязаных свитерах и десятки овец, пораженных страшным недугом. «Говорят, это самый исландский фильм, который когда-либо снимали», – поделился режиссер картины Гримур Хаконарсон. Трогательная картина о братских отношениях закончилась открытым финалом, тем самым породив множество вопросов, но Хаконарсон решил не раскрывать все карты: «Каждый сам решает для себя, каким хочет видеть исход этой истории».

 «В лабиринте молчания», Германия

1950-е года, возрождающееся государство: замалчиванию нацистских преступлений противостоит борьба за справедливость и поиск истины. Актер Лукас Мико рассказал, что в первую очередь фильм отдает дань памяти Фрицу Бауэру – немецкому прокурору, сыгравшему решающую роль в так называемых «Освенцимских процессах». История циклична, а ее отголоски слышны и в наши дни, поэтому Мико призвал не забывать об ошибках прошлого и в настоящем стараться поступать лучше.

«Вива», Ирландия – Куба

Кубинские трущобы, нищета, свобода самовыражения и накал страстей. Тема воссоединения отца и сына тесно переплетается с историей становления последнего в трансгендерном сообществе. По словам ирландского режиссера Пэдди Брэтнека, работа над «Вивой» – глубоко эмоциональный момент, тот случай, когда искусство трансформирует самого творца. Неспроста слоган фильма – «Найди свой голос». Цитируя одного из героев: «Все отведенное тебе время нужно быть самим собой, иначе в конце не останется ничего, кроме сожаления».

ведущий Михаил Колесников, режиссер Пэдди Брэтнек, переводчик

Не меньшего внимания и осмысления заслуживают и другие представленные работы: английская комедия «Навыки взрослой жизни», словенская черно-белая картина «Дерево», люксембургский фильм «Детки», румынский «Аферим!», скандинавская мелодрама «Стойкий», португальское полотно «Тысяча и одна ночь. Том второй, Опустошенный». Каждая картина содержит в себе целый культурный пласт и позволяет прикоснуться к менталитету другой нации. Аудитория не переставала поражаться, открывая для себя все новые факты: проблема кровной мести и ее чудовищные последствия на Балканах, или, к примеру, сомнительный период в общественно-политической жизни Португалии 2013-2014 годов.

Приятно отметить, что показы проходили под аплодисменты полного зала зрителей. Даже не полного, а переполненного: приходилось выставлять дополнительные стулья. Карин Дикс, директор фестиваля и представитель EFP (European Film Promotion), поблагодарила за теплый прием, подчеркнув, насколько радушно публика изо дня в день приветствовала приезжих гостей и их фильмы.

Нельзя не признать заслугу организаторов WEST WIND: компании EFP, которая уже не первый год знакомит россиян с миром европейского кино, агентства Сарафан PR, ответственного за продвижение фестиваля в Петербурге, и, конечно же, самого кинотеатра Англетер и его директора Станислава Ершова.

Последний киновечер Карин Дикс завершила фразой: «Мы уже решили вернуться». И можно не сомневаться – этого возвращения зрители будут ждать с удвоенным интересом. 

Дарья Шерстобоева