Фестиваль норвежского кино: новые саги о главном

Что мы знаем о скандинавском кино? Прежде всего, это Дания: знаменитая бескомпромиссная киношкола, «Догма 95», Ларс фон Триер, Йорген Лет, Томас Винтерберг, Сюзанна Биер, Мэсс Микельсен; Швеция: признанный маэстро Ингмар Бергман, его великая однофамилица Ингрид, юная обладательница Оскара Алисия Викандер; и даже Исландия: знаменитый режиссер Бальтасар Кормакур известен каждому кинолюбителю хотя бы по фильму «Эверест», а Норвегия…

При упоминании этой сказочной страны в контексте кинематографа, возникает своеобразный вакуум, а в голове продолжают всплывать образы, далекие от мира кино: от Тура Хейердала до Уле-Эйнара Бьорндалена. Фестиваль норвежского кино — редкая возможность заполнить это безвоздушное пространство, погрузившись в волшебную атмосферу чарующей страны ледников.

К сожалению, не все фестивальные сеансы собирали аншлаг. Впрочем, это простительно — уютный зал №1 Формулы кино «Горизонт», где проходили все показы, довольно вместителен, да и «лишних людей», пришедших в кино пожевать попкорн и поупражняться в остроумии, к счастью, не наблюдалось. Так какое кино снимают современные викинги? Какие проблемы волнуют соотечественников Хейердала и Бьорндалена? Хватит предисловий, поехали:

«Последний король» (Birkebeinerne)

Неслучайно картина «Последний король» или «Биркебейнеры», как она называется в оригинале (норв. Birkebeinerne — «берёзовоногие», «лапотники» — обедневшие крестьяне, ставшие важной частью политической борьбы во время гражданских войн в Норвегии XII-XIII вв.), открывала кинофестиваль — этот фильм, определенно, самый аутентичный, самый норвежский из всех, представленных на смотре. В основе ленты — суровая и прекрасная история волшебной страны фьордов, а именно удивительное спасение королевского наследника Хокона Хоконссона от баглеров — ставленников Римского папы — отважными биркебейнерами в начале XIII века.

Главные действующие лица картины, спасители младенца Хокона, — реальные исторические персонажи Торстейн Шевла и Шервальд Шрукка. В Торстейне фанаты «Игры престолов» с восторгом узнают Тормунда — норвежский актер Кристофер Хивью в роли соотечественника-биркебейнера смотрится не менее органично, чем в образе харизматичного одичалого: окладистая рыжая борода, озорной взгляд, чувство юмора и безграничная храбрость все так же при нем. Шервальд в исполнении Якоба Офтебро тоже получился убедительным — красивый и благородный герой, жаждущий отомстить за все, что он потерял. Приятным сюрпризом стало появление в картине известного датского актера Николая Ли Кааса, воплотившего образ Орма, непроницаемого воина-злодея на роскошном белом коне, которому никак не удается угнаться за бойкими биркебейнерами, лихо рассекающими снег на лыжах с венценосным младенцем за спиной.

Примечательно, что каждый год в Норвегии проходит лыжный марафон «Биркебейнер» в память о невероятном подвиге Торстейна и Шервальда. Обязательное условие участия в гонке — наличие за спиной рюкзака весом не менее трёх с половиной килограммов.

События, о которых повествует режиссер Нильс Геуп, настоящий мастер этнографического кино, чей фильм «Проводник» удостоился номинации на Оскар, интересны, прежде всего, тем, что они имели место в реальной жизни. Однако, рассказываемая история как киносюжет довольно предсказуема, она лишена неожиданных поворотов и нестандартных решений. Впрочем, фабула в «Биркебейнерах» имеет весьма второстепенное значение. Главное — прекрасно переданная атмосфера жгуче-холодной, бесконечно-снежной, сказочной Норвегии: ледяной порывистый ветер будто касается твоих щек, пленительное, чарующее своей красотой северное сияние отражается в твоих глазах, и ты уже без памяти влюблена в эту уникальную страну.

 

«Дриады — девочки не плачут» (Dryads – Girls Don’t Cry)

Хильде — милая и скромная девочка из идеальной семьи, она поет в хоре, играет с младшим братом и неразлучна с лучшей подружкой Аннет. Хенриете — лидер тинейджерской рок-группы «Дриады» — взбалмошная и эксцентричная бунтарка, она не вынимает изо рта сигарету, почти не расстается с бутылкой пива и сквернословит, как и подобает настоящей rock star. Когда бесцеремонная девочка-панк селится по соседству с очаровательной Хильде, в сладком мире хорошей девочки происходят перемены. Образ певицы-хулиганки, безумные вечеринки, богемный стиль жизни кажутся юной леди невероятно притягательными. Хильде стремится изо всех сил приобщиться к жизни рокерши: для начала покупает футболку с символом the Velvet Underground, а затем и вовсе ритуально обезглавливает картонного Джастина Бибера, облюбовавшего место в её комнате…

«Дриады» смотрятся на одном дыхании, лента выглядит оригинально и свежо: иногда кинополотно превращается в экран смартфона, на котором отображаются получаемые героями сообщения, а порой мы вместе с Хильде настраиваем объектив фотокамеры. Киноповествование напоминает просмотр видео на YouTube: переход от одной «главы» фильма к другой осуществляется путем нарочитого «торможения» картинки и вращения злосчастного кружка загрузки, точь в точь как при зависании ролика. Такие фишки, используемые режиссером Стеном Хеллевигом, как нельзя кстати вписываются в легкую, молодежную, энергичную, искреннюю историю, наполненную зажигательной и нежной музыкой. «Дриады» — один из тех фильмов, после просмотра которых хочется обновить свой плейлист: здесь и дерзкая, хитовая «Perfect people dance», и настоящая метафора подростковой любви «Page 102», и ласковая гитарная «Girls don’t cry».

Однако девочки все-таки плачут. Как это нередко бывает в жизни, в погоне за призрачной мечтой Хильде чуть не потеряла близкого человека — лучшую подругу. На симпатичных синонимичных разноплановых кадрах плачущая главная героиня выглядит очень мило и трогательно, но буквально в следующей сцене Хильде символично демонстрирует средний палец отвязной Хенриете, отправляющейся со своей группой на музыкальный фестиваль исключительно благодаря ей. «Может создадим свою рок-группу?», — улыбаясь подруге, замечает Аннет. Хорошая девочка, вопреки ожиданиям, не стала плохой. Она открыла в себе настоящий талант и, главное, научилась ценить тех, кто рядом, а это гораздо круче любых рокерских тусовок.

 

«Добро пожаловать в Норвегию» (Welcome to Norway)

Чтобы рассказать о злободневной проблеме смешно и оригинально, нужен особый талант. Известный норвежский режиссер Руне Денстад Лангло, несомненно, им обладает. Картина «Добро пожаловать в Норвегию», повествующая о чудаковатом парне Праймусе, владельце прогоревшего отеля недалеко от норвежско-шведской границы, который решает превратить этот жалкий домишко в лагерь для беженцев с целью получения государственных субсидий, смешна, остроумна, смела и трогательна. Интрига истории проста: сумеет ли детище Праймуса заслужить одобрение Норвежской Иммиграционной Службы, или ему придется в очередной раз закрывать лавочку?

Праймус в замечательном исполнении Андерса Баасмо Кристиансена — забавный, грубоватый и чуждый политкорректности бизнесмен-неудачник, не утруждающий себя уважительным отношением к своим новым постояльцам, нелепо и очаровательно мил. Он заботливо нарезает для своих гостей замороженный хлеб бензопилой, не стесняется отпускать крепкие словечки в их адрес, а также предлагает пользоваться окном в качестве двери ввиду отсутствия таковой в комнате. Несчастные беженцы отвечают ему взаимностью: существовать без телевизоров и playstation они не готовы, и вот на стенах невзрачного домика уже красуется красноречивая вывеска «Гуантанамо»...

Автор фильма откровенно высмеивает высокие запросы и противоречащие друг другу религиозные взгляды выходцев из стран «третьего мира», однако делает это по-доброму и не дает нам забыть о том, что все эти шииты, сунниты, буддисты и христиане - люди с изломанными судьбами. Молодая беженка в ответ на просьбу рассказать о себе непринужденно замечает, что ее три дня насиловали семеро солдат, а затем бросили умирать; сообразительный Амеди, ставший помощником и другом главного героя, говорит: «Мне не больно, я умею переносить побои, мне страшно, очень страшно».

Тем не менее, фильм начисто лишен скорбных интонаций, что делает его особенно примечательным, он упоительно смешной: чего только стоит эпизод соблазнения женатого Праймуса увлеченной книгами дамочкой из муниципалитета, диалоги о демократии и диктатуре, сцена перетаскивания главным героем старой стиральной машинки по снегу. Не обошлось и без шпилек в адрес ближайших соседов — шведов, которых норвежцы любят примерно так же, как ирландцы англичан. Неудивительно, что картина «Добро пожаловать в Норвегию» удостоилась приза зрительских симпатий на международном кинофестивале в Гетеборге - эта острая социальная комедия заставит смеяться в голос даже самого серьезного киномана.

Несмотря ни на что, заброшенная развалюха в горах с хозяином, который «правит как Каддафи», стала для беженцев настоящим домом, да и сам Праймус не так уж колюч, как кажется: вместо того, чтобы сдать Абеди, оказавшегося нелегальным мигрантом, полиции, он провожает беженца до шведской границы и неловко обнимает на прощание. Задумчивое лицо темнокожего Абеди выглядит как-то особенно трогательно и символично на фоне бескрайних норвежских снегов. В конечном итоге это замечательное, задорное кино о том, что у людей разных национальностей, культур и вероисповеданий гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд, однако селить суннита и шиита в одной комнате все же не стоит. На всякий случай.

 

«Солан и Людвиг: сырная гонка» (Solan og Ludvig: Herfra til Flåklypa)

Солан Гюндерсен — озорной и храбрый селезень, он обожает соревнования и не понимает, как главным может быть участие, когда победа – это все. Людвиг — большеглазый, добрый, медлительный, боязливый и очень не уверенный в себе ежик — самый милый мультяшный персонаж на свете. Они живут в замечательном домике в городке Флоклипа с заботливым Реодором, неутомимым изобретателем, напоминающим доброго волшебника. Главный соперник Солана — Ольвар Клапвольд, владелец сыроварни из Слидре, подстрекает его провести решающую битву и выяснить, наконец, какой из городов — Флоклипа или Слидре — достоин звания лучшего. Решено вернуть к жизни старинный обычай — провести захватывающую сырную гонку. Отчаянный Солан поставил на карту все, даже родной дом…

Эта чудесная история, с любовью рассказанная Расмусом. А. Сивертсеном, была номинирована на «Хрустального медведя» знаменитого Берлинского кинофестиваля в категории «лучший художественный фильм конкурса для юношества», что говорит о многом. Симпатичная кукольная анимация придется по душе детям и взрослым всех возрастов: малыши будут в восторге от неуклюжего Людвига и поедающих сыр гремлинов (распространению которых, кстати, мы обязаны английскому писателю норвежского происхождения Руальду Далю); школьники будут неистово болеть за команду из Флоклипы, ну а взрослые — смеяться над тонкими шутками (например, харизматичный телеведущий, корреспондент Мелвин и его оператор-робот — прекрасная сатира на наш нелегкий журналистский труд), отмечать черты норвежского колорита и чувствовать себя детьми.

Жестокое и свирепое викинговское прошлое стало причиной зарождения в скандинавских странах особого культа уюта, нежной любви к родным местам. Как бы долго ни странствовали норвежские герои, они непременно должны вернуться и окунуться в спасительное тепло родного дома. Солан поставил на кон слишком много, и ему придется пережить множество веселых и опасных приключений в компании своих друзей и соперников, чтобы понять, что «дом лучше любой победы». Однако, даже эта милая скандинавская истина — не самое важное. Дом, как бы дорог он ни был, — это «место, где ты ставишь свои тапочки», а поставить тапочки можно где угодно. «Главное, что мы есть друг у друга» и что есть прекрасное кино, напоминающее нам об этом.

 

«Гранд-отель» (Grand Hotel)

Гранд-отель» — тонкая и трогательная история о встрече двух одиноких родственных душ — опустившегося писателя, который умрет через несколько месяцев, если не бросит пить, и мальчика с синдромом Туретта, которому достается от сверстников. Фильмов о дружбе взрослого и ребенка снято огромное количество: «Игрушка», «Мой мальчик», «Совершенный мир», «Святой Винсент», «Леон» и многие-многие другие. Однако режиссеру «Гранд-отеля» Арилду Фрелиху удалось оживить тривиальный сюжет, наполнив его нешаблонными персонажами и остроумными диалогами, его лента получилась эмоциональной, своеобразной, живой и светлой.

Атле Антонсен, харизматичный норвежский актер с умными глазами, отлично смотрится в образе Акселя Фарштада — знаменитого некогда писателя, который не может выдавить из себя ни строчки и продолжает топить свои беды в вине, несмотря на неутешительный диагноз врачей. Он надменен, прям, бесконечно обаятелен и совершенно одинок. Все меняется, когда он встречает непоседливого парнишку Ноя, страдающего от вокального тика. Вместе они создадут свой особый мир и станут необходимы друг другу…

«Гранд-отель» не воспринимается как кино, это — жизнь, которую ты проживаешь вместе с персонажами, как бы банально это ни звучало. Такие теплые истории, погружающие тебя внутрь своих перипетий, заставляющие искренне сопереживать героям, не хочется анализировать, а рассуждения зрителей, выходящих из кинотеатра с видом прожженных критиков и многословно объясняющих, «чего им не хватило», кажутся пошлыми. Втолковать всем этим «кинокритикам», что они слишком сосредоточены на том, чтобы показаться крутыми знатоками и просто-напросто разучились чувствовать кино, невозможно, да и не нужно. Лучше посмотреть в глаза близкому человеку и ответить улыбкой на его улыбку. Ходите в кино с теми, кто вас понимает, с vkino.ru это стало гораздо проще.

 

«Магнус» (Magnus)

Магнус Карлсен — выдающийся норвежский шахматист, юный гений, действующий чемпион мира, славящийся своей безошибочной игровой интуицией.

Документальная картина Беньямина Рее знакомит нас с настоящим Магнусом, прослеживая его стремительный путь к шахматной короне. Трогательное семейное видео чередуется с архивными съемками шахматных турниров, на которых малыш Карлсен, ставший одним из самых молодых гроссмейстеров мира, выглядит особенно мило среди возрастных мастеров. А вот уже легендарный Гарри Каспаров хватается за голову, будучи не в силах одолеть 13-летнего Магнуса на турнире в Рекьявике…

Фильм получился цельным, содержательным, искренним и захватывающим: наблюдать за становлением чемпиона будет интересно, даже если вы совсем не знакомы с миром самой умной игры на планете. Магнус живет шахматами, он видит четкие и гармоничные линии на месте хаоса бесконечности комбинаций, анализирует партии и прокручивает в голове различные варианты ходов даже тогда, когда вы с ним разговариваете. Порой кажется, что он смотрит на окружающий мир через призму игры, подобно набоковскому Лужину. Однако интересы «шахматного Моцарта» далеко не ограничиваются пределами клетчатой доски: он увлекается комиксами, любит играть в футбол и проводить время со своей семьей. Спортивный и симпатичный Магнус — совершенно земной парень с абсолютно инопланетными способностями: его невероятный талант, феноменальная память, трудолюбие, терпение и азарт сделали его шахматистом номер один в мире.

Эта реальная история о воплощении заветной мечты оставляет после себя очень приятное, радостное послевкусие и дарит ощущение чуда. Фильм Беньямина Рее предсказуемо влюбляет и в эффектную борьбу интеллектов на клетчатой доске, и в гения этой игры Магнуса, из чего можно сделать простой вывод: если хотите нравиться девушкам, играйте в шахматы, а не в доту.

 

Фильмы, представленные на фестивале, очень разные — и по жанру, и по настроению. Тем не менее, они все о чем-то очень важном: необходимости ценить тех, кто рядом, взаимопомощи, истинной храбрости и доброте. Любите друг друга и смотрите норвежское кино!

Татьяна Кожокару