Главный затворник Голливуда: чем знаменит Терренс Малик

На этой неделе в прокат вышел документальный фильм не самого известного в России американского режиссера Терренса Малика «Путешествие времени», тема которого – история Вселенной как таковой, а работа над проектом началась еще в 70хх годах прошлого века. В кинематографических кругах Малик имеет крайне неоднозначную репутацию, поэтому попытаемся разобраться, чем отметился режиссер и чего стоит ждать от новой работы. 

Кадр из фильма «Путешествие времени», 2016 

Стоит оговориться сразу: «Путешествие времени» - не то чтобы премьера. Премьера состоялась еще в прошлом году, а работы над картиной с переменным успехом шли на протяжении 40 лет. И понятие документальной картины здесь тоже не особо уместно, здесь нет ничего общего с проектами BBC или Discovery, но гораздо больше параллелей с прошлыми работами режиссера. Для критиков и киноманов это оказалось достаточно предсказуемым: режиссера уже давно больше интересовали закаты, рассветы, приливы и прекрасные поля, а не люди и их истории, поэтому данная работа – шаг весьма логичный и ожидаемый.

Вышеупомянутые особенности творчества Малика проявились еще в его первом фильме, «Пустоши» (1973), но окончательно раскрылись в его второй работе – фильме «Дни жатвы» (1978). Взяв на главную роль еще никому не известного Ричарда Гира, поместив действие в Америку времен Первой мировой войны, Малик попытался рассказать историю о молодой паре, которая пытается обманом заполучить владения богатого фермера, на которого она работает. Впрочем, история в фильме не имеет четкой структуры: виной тому отказ режиссера от сценария как такового и упор на импровизацию. Красота фильма является невероятной даже по сей день: для съемок специально сжигали целые поля, а съемочная группа работала лишь за час до полного заката – именно в это время свет является наиболее красивым. На этапе монтажа было принято решение свести диалоги к минимуму. Впрочем, результат оправдал все опасения – фильм был принят критикой благосклонно, и любой режиссер на месте Малика мог бы приступить к съемкам своего следующего проекта.

Кадр из фильма «Дни жатвы», 1987 

Ключевое слово – «любой». После выхода в прокат «Дней жатвы» Малик начал работу над фильмом о первой мировой войне, многократно переписывая сценарий, после чего пришел к тому, что сделал ключевой темой данной работы зарождение жизни на Земле, чего продюсеры ему простить не смогли: работа над фильмом была приостановлена, а режиссер, и так являвшийся не самой публичной персоной, и вовсе скрылся в Париже, где провел следующие 20 лет, вдали от Голливуда и кинематографа.

Кадр из фильма «Тонкая красная линия», 1998 

Еще одна ключевая особенность фильмов Малика – создание картины не на этапе сценария, а на этапе монтажа, который может продолжаться по несколько лет, а главные герои порой превращаются в статистов. Именно это произошло со следующим фильмом – «Тонкой красной линией». Эта военная драма 1998 года рассказывала о памятном для американцев сражении за остров Гуадалканал, хотя военным действиям там уделено крайне скромное экранное время. Как и предполагаемому главному герою в исполнении Эдриэна Броуди: его роль была практически вырезана из фильма, оставив зрителя в недоумении: как режиссер может почти полностью выкинуть из фильма знаменитость? Впрочем, Микки Рурку повезло еще меньше – сцены с ним были удалены полностью. Фильм получил множество наград и номинаций, но в глазах зрителя оказался одним из самых странных фильмов о войне.

Кадр из фильма «Древо жизни», 2010

Широкую известность среди представителей современного поколения Малик получил после выхода фильма «Древо жизни». В нем он наконец-то еще ближе подобрался к своей главной теме – истории Земли, проведя аналогию между рождением нашего мира и рождением человека. Именно с этого фильма началось сотрудничество с одним из самых знаменитых операторов современности Эммануэлем Любецки: вместе тандем работал над двумя следующими проектами – «К чуду» и «Рыцарем кубков», но фильмы не были восприняты также хорошо, как и прошлые работы. Критика вменяла режиссеру злоупотребление визуальной составляющей над содержанием, а так же отсутствие новых идей, считая оба проекта калькой с «Древа жизни».

Что можно сказать о Малике наверняка – так это то, что отзывы критики его вряд ли остановят. В этом году, кроме «Путешествия времени» выходит еще один его новый фильм – «Песня за песней». Эта история была неоднозначно принята западной прессой, но посмотреть ее все же стоит: как минимум, это будет красиво.