Регистрация
или
Все поля обязательны для заполнения!
Дата рождения
Пол
Мальчик
Поздравляем!
Вы успешно зарегистрированы.

Как остаться независимым и снять кино?

Объявленный годом кино 2016-й на сегодняшний день оставляет больше вопросов, чем ответов. В первую очередь это касается распределения государственного финансирования. Как правило, его получают либо маститые режиссеры, либо кинокомпании, зарекомендовавшие себя в Фонде кино. Как быть, если вы дебютант без связей, но с желанием попробовать свои силы в самом массовом из искусств, выясняли на XI Фестивале независимого кино, прошедшем в последний уик-энд сентября в интеллектуальном кластере «Игры Разума» в Санкт-Петербурге.

Фестиваль традиционно состоял из двух блоков: мастер-классов и показов фильмов, сделанных на частные (то есть собственные) средства съемочной группы. Вполне типичное для всех мероприятий деление на профессиональный и любительский блоки в данном случае получило новые акценты. Зритель мог не только увидеть результаты работы без продюсеров (даже сама должность в этом контексте весьма условна), но и понять, с чего начинать, не имея за плечами крупной кинокомпании. Об этом говорили и в кулуарах фестиваля, особо отмечая роль социальных сетей. Действительно, в последнее время Интернет пестрит объявлениями о поиске специалистов на разные должности в съемочном процессе: от администратора до помощника костюмера. Своеобразный «человеческий краудфандинг» помог в создании большинства фильмов конкурсной программы.

В качестве отдельной проблемы независимые режиссеры отмечали качество сценариев. Как известно, хорошая история  —  это уже половина итогового успеха картины, но найти ритмически организованный, целостный проект — настоящая головная боль даже для мэтров отечественного кинематографа. Что уж тогда говорить про бюджетные (вернее, «безбюджетные» ленты). Именно поэтому призами были отмечены те фильмы, в которых большее внимание было уделено не простому повествованию, а психологическому состоянию героев.

Организаторы фестиваля отметили ленту Сергея Мачехо «Тюрьма», заявленную как «короткометражный фильм ужасов», но на деле представляющую собой мокьюментари с фантастическим уклоном. Жанр, распространенный в Европе, но практически не представленный в России. Бойкое смешение стилей, компьютерной графики и натурных съемок выделили этот фильм среди остальных конкурсантов. Скетч, который легко может быть развернут в полный метр.

Приз профессионального жюри получила Анна Зайцева за картину «Сама дура». Известная в первую очередь по своим ролям в кино, Анна в своем режиссерском метоле сделала ставку на работу с актерами. Анастасия Матвеева и Анна Потебня в роли сестер оказались весьма убедительны, несмотря на юный возраст. Сам же фильм мог легко пополнить ряды подражателей творчеству Валерии Гай Германики, совершившей прорыв в описании подростковых проблем, если бы не ирония. Она тонко пронизывает весь фильм, до последнего кадра, не позволяя определить, кто же жертва, а кто палач в разворачивающей на глазах зрителей семейной драме.

Главный приз вполне предсказуемо отошел Светлане Сигалаевой за дебют «Работа мечты». И дело здесь не столько (вернее, не только) в ювелирной игре Натальи Павленковой, получающей все новые и новые награды за роль в «Зоологии» Ивана И. Твердовского, сколько в актуальности сюжета. «Найди себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни», — так говорил еще Конфуций. Вам это знакомо? Тогда этот фильм создан для вас!

Стоит особо отметить, что остальные ленты, не получившие призы, мало в чем уступают победителям. Фестиваль получился ровным по показанному контенту: ни явных провалов, но и никаких ярких заявлений. Впрочем, сложно требовать последнего от кино, снятого на одном энтузиазме.

Огорчает другое. Зрителей на показах было немного: то ли не видели рекламу, то ли предпочли посетить события другого петербургского фестиваля, открывавшегося в эти же дни. И, если кино может существовать без бюджета, то без адресата — никак.

Екатерина Борзова