Как сняться в кино?

Многие из нас мечтают стать кем-то в детстве. Кто космонавтом, кто врачом, кто миллиардером. И есть такая, казалась бы недосягаемая, профессия, которая позволила бы воплотить ненадолго каждое из этих невоплощенных мечтаний в жизнь. Речь идет о профессии киноактера.

Многие не раз представляли себя на месте любимого героя из фильма. Но как оказаться по ту сторону экрана? Есть одна «калитка» в мир кино, которой многие пренебрегают. Называется она актер массовых сцен. Разумеется, это не главная роль, в которой хотелось бы себя представить, однако стоит быть реалистом и начинать с малого. 

Далее перечислим некоторых знаменитых актеров, которые как раз начинали карьеру в качестве статистов в рекламе, в глупых сериалах или в проходных фильмах. Друзья детства Марсианин и Мышь Готтема, Бен Аффлек и Мэт Дэймон дебютировали свою карьеру вместе с эпизодических ролей. К примеру, в 1989 году они оба принимали участье в съемках фильма «Поле его мечты». 

А для знаменитого секс-символа Голливуда Мэрилин Монро ее первая эпизодическая роль, в целом, не отличалась многословностью. В ней было всего одно слово: «Привет!». Иные знаменитости экранов прошли, так сказать, через черный вход. Речь идет об актерах, которые начинали по тем или иным причинам с фильмов для взрослых. Таким образом, например, Сильвестер Сталлоне получил свое прозвище «Итальянский жеребец» в честь одноименной картины. Не менее известный знаток боевых искусств Джеки Чан также не гнушался вначале своей карьеры укладывать на лопатки представительниц прекрасной половины человечества. Еще Джеки Чан был эпизодным актером в фильмах с Брюсом Ли. Этот список могло бы дополнить великое множество знаменитостей (к их числу относятся, например, Сергей Безруков, Брюс Уиллис, Клинт Иствуд, Леонардо Ди Каприо, Джеймс Дин, Меган Фокс, Брэд Питт, Джулия Робертс и т.д.). Таким образом можно сказать, что артистов, которые бы были «зачаты звездами», просто на просто не бывает. 

Теперь ближе к самой работе статиста. Такая работа практически всегда занимает не больше одного дня: пришел, снялся, получил аккредитацию, ушел довольный. 

Особенно ценится способность быстро усваивать задачи, которые ставит режиссер. Не менее востребовано такое качество как дисциплина. 

Своевольность на площадке не приветствуется. Никто ведь не помнит Жан-Клода Ван Дамма в боевике «Хищник». А ведь изначально он играл самую запоминающуюся роль, без которой фильм бы не имел смысла, а именно самого инопланетного охотника! Но через неделю у актера случился конфликт с режиссером, в результате чего его проводили с площадки. 

Однако на съемках фильма «Быть Джоном Малковичем» произошел из ряда вон выходящий случай – пьяный массовщик въехал на площадку в разгаре съемки и с безмятежностью метнул самому Малковичу банку из-под пива. В обычной ситуации виновника происшествия выдворили бы взашей, но просмотрев отснятый материал, режиссер принял решение, по итогам которого сцена вошла в фильм. А непутевый водила получил увеличенный гонорар и свое место в ленте титров. 

Таким же случайным образом можно стать и самим статистом. Иногда это происходит по знакомству. А иногда внимание может привлечь и обычный прохожий, подходящий по своим внешним данным. К слову, тот самый регулировщик из нашей любимой «Бриллиантовой руки» именно таким образом попал в картину. Помощники Леонида Гайдая убедили милиционера Курбана Мазанова сняться в роли. Самого же Курбана они встретили во время променада по городу. 

Наиболее привлекательной возможностью является участие в «полном метре». Если же картина является исторической, да еще и военной, то таким массовикам везет больше! Тут и интересные места, еда, и даже место проживания. Таких актеров задействуют перед камерой по многу раз. К примеру, на съемках фильма «Титаник» было задействовано всего 150 массовиков. 

Автору статьи довелось принимать участие как раз в таком проекте. Началось все пару лет назад, когда я работал на верфи. До меня краем уха доходили

слухи о возможности пребывания на борту реплики первого русского фрегата «Штандарт». Но тогда я и не помышлял о том, чтобы бороздить моря, да еще и перед объективом камер. Когда мне сказали: «Поедешь сниматься на корабль?», без лишних слов я ответил: «Поеду!». 

В голову сразу приходили образы из цикла фильмов «Пираты Карибского моря». И как ни странно, моя история связана с этими картинами. Кстати говоря, главные герои фильма Орландо Блум и Кира Найтли тоже начинали свои карьеры в качестве статистов.

Под началом «пирата 21 века» Владимира Мартуся я бороздил моря более месяца! 

В 1991 году под руководством Владимира на Петрозаводской верфи была построена марсельная шхуна «Св. Петр». В 1994 году она сменила хозяина (по этому поводу даже возбуждали дело об угоне «Св Петра») и совершила переход через Атлантику в Карибское море, где успела сняться во всех трех частях фильма «Пираты Карибского моря». Деньги, вырученные с продажи шхуны, все без остатка пошли на строительство «Штандарта». 

С 2005 года по 2007 и после перерыва, в 2009 именно «Штандарт» ходил под алыми парусами на одноименном празднике выпускников в Санкт-Петербурге! 

Потом кораблик выгнали из родных вод… После побега в Голландию Штандарт" приглашают на фестивали и праздники, и конечно же на съемочные площадки! 

Из-за такой необычной истории корабля мне и представилась необыкновенная возможность поучаствовать в съемках фильма «Адмирал де Рюйтер». 

На борт я попал через иллюминатор. Вместе со мной доставили краски и табличку с новым именем для корабля (в фильме «Штандарт играл сразу три парусника). 

Во всю съемочную кутерьму я втянулся не сразу. Было много нового и непонятного. По смыслу моя роль заключалось в том, чтобы следить за тем, чтобы местные статисты не разобрали корабль и не нарушили его функционала. При этом мне полагался исторический костюм и грим.
Но если ты начинаешь участвовать, то ты уже весь процесс кружит голову! Уже ничего не пугает, а наоборот привлекает! Везде взрывы, куча босоногих бродяг в крови метается от одного борта к другому, кто-то падает с рея в воду… И весь этот беспредел структурирован, все под надзором съемочной группы и режиссера, который играет главную роль в фильме. 

Прямо на площадке рождались оригинальные решения, например, куда деть отрубленную ногу адмирала. Кстати, сцена снималась 3 часа, и мы поддерживали адмирала как могли!
Были и невыполнимые задачи режиссера, вроде наполнить ветром паруса в штиль в открытом море. В конце дня рассказывались и додумывались увлекательные истории съемочного процесса! 

А после завершения съемок мы еще какое-то время чинили рангоут (все-таки за всеми действиями статистов не уследишь) и пару дней вымывали кашу из декораций, которую усугубил некстати затянувшийся дождь… 

Если после прочтения этой короткой истории, стало интересно поучаствовать в подобном проекте, то вот ссылка на группу.

Некоторые советы желающим увидеть себя в кино: 

1. Предложения сняться в массовке можно найти с легкостью в интернете. К примеру, несколько групп в контакте (актуально для петербуржцев) – 
https://vk.com/expresstv_job 
https://vk.com/club5890082 
https://vk.com/kinobazaspb 
https://vk.com/icasting

2. Актер-массовик получает в среднем 500-700 рублей за съемочный день, в то время как актер-эпизодник или играющий роль —1200-6000 рублей; 

3. Если идти на кастинг, то подготовленным –с собой стоит взять чтиво и что-нибудь перекусить; 

4. Стоит пользоваться всеми доступными предложениями – не известно, где именно кастинг будет пройден; 

5. На съемочной площадке рекомендуется быть расслабленным и просто наслаждаться процессом. Пока номинацией на оскар не пахнет, не стоит стараться кого-то изображать – будьте собой. Речи о роли еще не идет, статист играет самого себя, а режиссер решает, подходит он или нет; 

6. Ни в коем случае не соглашаться оплачивать кастинг! Не стоит забывать об осторожности, всегда есть вероятность попасть в руки к мошенникам; 

7. Не стоит забывать, что большую роль во всем этом спектакле играет случайность. 
В общем, шанс есть у каждого, нужно лишь «знать места» и быть мобильным. 

Но если всерьез есть желание стать актером массовых сцен, сперва стоит посмотреть британский сериал «Массовка», в котором все страдания статиста, мечтающего о большой карьере, преподнесены без прикрас. Хорошее настроение после просмотра обеспеченно точно!

Алексей Самсонов