Кино завтрашнего дня

Как театр начинается с вешалки, так и молодое кино не появляется из ниоткуда, а вырастает из фестивалей студенческих работ. В свое время на Международном Студенческом Фестивале ВГИК лауреатами становились Андрей Кончаловский, Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Никита Михалков, Сергей Соловьев, Сергей Мирошниченко, Алексей Герман-мл., Анна Меликян, Петр Буслов, Алексей Мизгирев и многие другие кинематографисты, которые в дальнейшем стали двигателями отечественного кино.

Фестиваль состоит из двух этапов: конкурс ВГИКа и международный киноконкурс. В свою очередь, первый этап включает в себя два подэтапа: с 17 по 21 октября зрители имели возможность познакомиться с репертуаром, а с 26 по 29 картины обсуждались профессионалами. Жюри во главе с Игорем Мишиным, медиаменеджером, продюсером кино и телевидения, а также бывшим гендиректором телеканала «ТНТ», отбирало лучшие картины. В список претендентов попали 53 студенческие работы, но лишь некоторые из них представят Россию в ноябре на 2-ом международном этапе фестиваля. Всего в конкурсе участвовало 126 студенческих короткометражек, выполненных в жанре игрового, документального и анимационного кино.

Одной из площадок для показов выступало здание московского ВГИКа. Каждодневно зал наполнялся студентами университета, деятелями искусства и неравнодушными к кино зрителями. Бонусом стали организованные обсуждения просмотренных картин с режиссерами, операторами и актерами. Основная задача режиссеров заключалась в том, чтобы отразить свое видение этого мира, поставить перед аудиторией чёткие вопросы, заставить ее думать. Также создатели фильмов рассказывали о скрытой стороне процесса работы над кинолентой: о том, как зарождаются идеи и посредством чего они доносятся до зрителей.

К примеру, картина студента кафедры режиссуры игрового фильма, мастерская А.К. Котта и В.К. Котта, Григория Коломийцева «Мария». Фильм повествует о женщине, к которой приходят двое мужчин и сообщают, что ее взрослый сын – террорист, захвативший дом с заложниками на юге России, и ей следует немедленно с ним связаться, уговорить сдаться. В руки Марии вкладывают готовый текст, но он ей не нужен – мать чувствует, что необходимо сказать. Однако выбор уже сделан: сын не сдался. Дом берут штурмом. Диалог героев, реакция Марии, ее поступки после разговора показывают зрителям материнскую любовь в ее истинном смысле, которая заключается в мужественном принятии любимого сына, несмотря на его страшный выбор.

Тему выбора также продолжает дипломная работа режиссера Дмитрия Гайтяна «Москва Мама Монреаль». Картина повествует о молодом человеке, который при любой удобной возможности старается проявить себя. Он начинающий инженер, поэтому строительство карьеры играет не последнюю роль в его жизни. Внезапно герою выпадает шанс получить работу в солидной компании за рубежом. Но судьба-злодейка смеется над ним и дает ему еще одно испытание: тяжело заболевает мать главного героя. Юноша стоит перед вроде бы очевидным, но от чего-то таким трудным выбором: светлое безбедное будущее или нынешняя жизнь, отравленная болезнью дорогого человека и отсутствием комфорта.

Герои таких фильмов как «Массовка. Крупный план» Александра Зубовленко и «Лайв» Максима Лукьянца тоже выбирают, но их дилемма не столь драматична. Обыденная жизнь и скучная работа или слава и всеобщая любовь? Второе, конечно, предпочтительнее. И если герои Зубовленко мечтают засветиться на телевидении, то Максим Лукьянец наблюдает за тем, как его персонаж – популярный видеоблогер, общается со своими подписчиками. Режиссер описывает плюсы и минусы интернет-популярности, рассказывает о сложностях подобных взаимоотношений, о том, как поддерживается обратная связь, и, конечно, о решениях, которые блогеру приходится принимать ежедневно.

Документальное кино, (кстати, тоже в каком-то смысле про выбор) было полностью посвящено людям, которые так или иначе страдают физически. В короткометражках описывались судьбы людей, столкнувшихся с болезнями (онкологией, СПИДом, проблемами незрячести). Очень вдохновляюще выглядит кинолента «Витязь белого льда» режиссера Александра Кокорина. В сюжете фигурирует спортивная команда по следж-хоккею. Следж-хоккей – это специальный вид спорта для людей c ограниченными возможностями; во время игры вместо коньков используются сани. Азарт, который выбирают герои, целеустремленность и вера в себя позволяют зрителям забыть об их неполноценности и понять, что жизнь для таких людей продолжается, а это самое главное.

На фестивале также нашлось место и комедийным работам. «Мелодия случайных встреч» авторства Евгении Казанкиной без слов, при помощи одной только музыки рассказывает о юном курьере, который встречает свою «любовь с первого взгляда» среди житейских бурь коммунальной квартиры. Теплотой и непринуждённостью порадовала анимационная работа «Saucisse», выполненная Михаилом Шепиловым и Александрой Анюхиной. Мультик предстает очень красочным и повествует о хрупкой барышне с миниатюрной собачкой, которая любит сосиски, но получает лишь сладости. Однажды собачка крадёт сосиски из соседнего магазина... С этого момента начинаются приключения.

Впереди 2-ой этап Фестиваля (международный конкурс), а это значит, что самое интересное еще впереди. С 14 по 18 ноября любой желающий сможет посетить мероприятие, предварительно получив аккредитацию, и узнать, каким же будет международное кино завтрашнего дня. 

Анна Зайченко

Маргарита Новикова-Рогожина