Kinopoisk Film Market: итоги ежегодного форума

В киноцентре «Каро Октябрь» в Москве прошел ежегодный форум Kinopoisk Film Market. В рамках деловой программы KFM были проведены Дни российского кинобизнеса — серия мероприятий и специальных показов, освещающая ключевые вопросы и важнейшие темы для всех сегментов индустрии, от финансирования и производства до проката и показа. Форум рассчитан на представителей российских кинотеатров, отечественных продюсеров и дистрибьюторов.

Попав на этот форум, я провела несколько дней как будто по ту сторону экрана кинотеатра, за кулисами. Все мы хорошо представляем себе, как проходит съемочный процесс игрового или документального фильма, но дальнейший путь готовой картины из монтажной студии до взора тысяч зрителей представляется уже более смутно. С самого начала производства ленты, когда продюсеры только собирают команду для запуска съемок, им уже необходимо задуматься, кто будет прокатывать фильм и где он будет идти. Как он доберется до публики. Отправиться ли он на многочисленные международные фестивали, выйдет ли в широкий прокат по всей стране или только на экранах столицы в небольших специализированных кинотеатрах, можно ли его продать на мировой кинорынок, подойдет ли он для показа на телевидении, и самое главное, понравится ли он зрителю.

Все деловые встречи форума так или иначе раскрывали секреты успешного кинопроизводства и проката. Ведущие специалисты делились на встречах своим опытом, передавали самые последние мировые тенденции в области киноиндустрии.

На одной из таких встреч обсуждался вопрос — как кинотеатрам конкурировать со стремительно развивающимися технологиями, такими как интернет или мобильные устройства воспроизведения видеоконтента. Зритель все более неохотно покупает билеты в кинотеатр, ведь гораздо проще и удобнее остаться дома и посмотреть новый сериал по телевидению или на компьютере, или проглядеть разнообразный ассортимент видео по интернету прямо на экране мобильного телефона или планшета. Кинотеатры не сдаются, они готовят программы с самыми последними кино-новинками со всего света, которые невозможно найти в интернете, и работают со своими коллегами: театрами и концертными залами. По всему миру развивается практика прямых онлайн трансляций избранного концерта или спектакля сразу в нескольких кинотеатрах в разных городах. Таким образом зритель имеет возможность, не покидая своего города, посмотреть столичную театральную премьеру или уникальный зарубежный концерт одновременно со зрителями, попавшими на это мероприятие. Зал театра Вахтангова в Москве вмещает около тысячи зрителей, а благодаря онлайн трансляции спектакль «Евгений Онегин» просмотрели одновременно еще как минимум десять тысяч человек по всей России.

Гонка технологий затронула и фестивальный бизнес. На встрече «Фестивали в цифровую эпоху» собрались представители кинопоказов из Венеции, Германии, Греции, Франции и России. Темой беседы стало влияние последних разработок на качество и количество фильмов. Кинопроизводство становится все более и более доступным, появились картины полностью снятые на мобильный телефон или фотокамеру, стали возможны новые способы воспроизведения фильмов, например, такие как очки виртуальной реальности (VR). Пока они больше пугают представителей киноиндустрии: не очень понятно как снимать такие фильмы, так как необходим новый тип повествования, а самое главное, как собрать зрителей в одном месте и не утратить ценный элемент сопереживания при совместном просмотре того или иного кино. Итогом беседы стал вывод, что главной все равно остается история, а не способ ее воспроизведения, и даже в эпоху космических цифровых технологий черно-белый немой фильм Мишеля Хазанавичуса «Артист» 2011 года остается востребованным и актуальным.

Важной программой форума стали самые разные питчинги, или презентации будущих лент. Их участниками могут быть как профессионалы индустрии, известные режиссеры, продюсеры и журналисты, так и дебютанты. Благодаря интересной презентации проекта, все команды надеются найти сопродюсеров, деловых партнеров и финансовую поддержку для реализации собственных замыслов. Питчинг игровых и документальных фильмов представлял картины уже на стадии съемочного процесса, целью презентации было найти дополнительных партнеров для проката и дистрибьюции кинолент, новые возможности продвижения фильмов на фестивали. Московская школа кино представила проекты выпускников сценарного и продюсерского отделений. Молодые специалисты рассказали об идеях, которые они мечтают воплотить на телевидении или по которым хотят снять полнометражные киноленты. Кроме того все участники боролись за стажировку в Sony Pictures.

Если команда продюсеров и дистрибьюторов уже собрана, к тому же из разных стран, то для такого проекта есть возможность получить существенную финансовую поддержку в фонде Eurimage. На форуме прошла встреча представителей фонда, который уже 5 лет сотрудничает с Россией, и продюсеров, получивших субсидии. Целью беседы было рассказать о том, как такой фонд может посодействовать, какие трудности необходимо преодолеть, а также какие возможности открываются благодаря подобной помощи. Самым главным препятствием для российских продюсеров все еще остается обширный пакет документов, которые необходимо подготовить и своевременно предоставить для заявки на получение субсидий. Фонд Eurimage также предлагает программу поддержки кинотеатров. На встрече присутствовала директор  Пионера, Мэри Назари. Она подробно рассказала о преимуществах такого сотрудничества. Деньги, выделяемые фондом, можно тратить на закупку фильмов, оснащение кинотеатра самым современным оборудованием, обучение персонала.

Четыре дня форума пролетели быстро. Благодаря насыщенной и интересной программе у меня сложилось впечатление, что я стала частью киноиндустрии, погрузилась в мир этого особого бизнеса, и взглянула на вселенную кинематографа с новой точки зрения. Я привыкла обсуждать фильм, который посмотрела в кинотеатре или дома, ничего не зная о том, как он создавался и какой длинный и трудный путь прошел до экрана. Как много людей задействовано, помимо режиссеров и актеров, сколько сил и знаний они вложили в этот процесс, сколько препятствий преодолели, чтобы показать капризной и непостоянной публике свое творение. 

Анастасия Соколова