Регистрация
или
Все поля обязательны для заполнения!
Дата рождения
Пол
Мальчик
Поздравляем!
Вы успешно зарегистрированы.

Олег Тепцов: манекен, декаданс и поп-механика

Вместе с вольностью Перестройки пришли не только второсортные криминальные триллеры с обилием эротических сцен, но и интересное авторское кино, которому, наконец, стало, где развернуться. Но тут же возникла дилемма: те самые триллеры и боевики знали и смотрели практически все, в то время как авторское кино было знакомо куда меньшей аудитории. Следовательно, и режиссеры не пользовались популярностью.

Такой «серой лошадкой» был и Олег Тепцов. Некоторые не знают его имени, но помнят наиболее известный фильм режиссера «Господин оформитель»: мистическую драму о трагичной любви и гибели оформителя витрин.  Картина полна тех элементов, которые привлекают аудиторию интеллектуального кино: очарование незнакомой эпохи, мистика, яркий и драматичный образ главного героя. Все это в сопровождении музыки культового композитора Сергея Курехина. В рамках авторского кино эта комбинация вполне сработала. Однако широкой аудитории имя режиссера осталось неизвестным. Этот факт является скорее следствием особенностей кинопроката, который требует кино более масштабное. В этом плане «Господин оформитель» уступает другим крупным кинокартинам того времени.  

То, что имя Тепцова осталось неизвестным широкой публике – волне логичное следствие творчества, которое своими методами не целится на большую аудиторию. «Господин оформитель» — это, как уже было сказано, настоящий хит «для своих», который использует хорошо известный культурный код. Однако это вовсе не говорит об ориентированности фильмов Тепцова лишь на определенную публику. Вероятно, сам режиссер предпочитает оставаться в тени.

 Если «Господин оформитель» по меркам авторского кино еще широко разошелся, то следующий фильм Тепцова «Посвященный» остался в строгих рамках жанра. Утонченный, сконцентрированный на себе, этот фильм скорее для тех, кто разбирается в кино, кто имеет достаточно знаний и, что важно, желания и любопытства, чтобы его вообще воспринять. «Посвященный» — это уже другая ниша, более закрытая по своим приемам и средствам.

Помимо этих двух картин режиссер позже принял участие в создании двух документальных фильмов «Красная армия» и «Похороны Ленина», которые и вовсе мало кому известны.

Несмотря на то, что Тепцов с начала девяностых годов редко дает о себе знать широкой аудитории, он все равно остается важной фигурой в российском кинематографе. Свойственный ему авторский взгляд, эстетизм и глубина могут быть интересны самой широкой публике. И его работы доказывают это.

В последнее время режиссер работает над своей интерпретацией «Пиковой дамы». Идея о создании фильма-оперы пришла к нему еще в конце семидесятых. За основу фильма берется не повесть Пушкина, а либретто, написанное Чайковским к его одноименной опере. Помимо сюжетных перестановок, сделанных самим композитором, Тепцов планирует сделать много других изменений в привычной трактовке текста. Он обещает совершенно особую и новаторскую картину с элементами психоделики и мистики. Работа над проектом ведется уже несколько лет и ожидания от него самые высокие. Только впишется ли обновленная кинопоэтика Тепцова так же хорошо в контекст нашей современности, как и тогда, в конце восьмидесятых? Посмотрим.

 

Анастасия Сигачева