Регистрация
или
Все поля обязательны для заполнения!
Дата рождения
Пол
Мальчик
Поздравляем!
Вы успешно зарегистрированы.

«Послание к Человеку» с Дворцовой площади

23-го сентября на Дворцовой площади Санкт-Петербурга был торжественно открыт Международный кинофестиваль «Послание к Человеку», ставший 26-м фестивалем по счету. Фильмом открытия фестиваля стала новая работа классика мирового кино Вернера Херцога «О, интернет! Грезы цифрового мира». Пришедших киноманов приветствовали ведущие церемонии открытия Алексей Агранович и Мария Шалаева, и, конечно же, сам мэтр документалистики Вернер Херцог, принявший из рук президента фестиваля Алексея Учителя приз за вклад в мировой кинематограф. «Половина моей семьи давно уже русская. А теперь моя связь с Россией будет еще сильнее», – сказал он.

Невзирая на такую знакомую петербуржцам дождливую и ветреную погоду, событие посетили порядка 20000 человек. При входе на Дворцовую площадь волонтеры раздавали всем пришедшим сувениры: открытки, флажки, воздушные шарики с символикой кинофестиваля. Как выяснилось позже, делалось это не лишь для того, чтобы оставить память о событии. 

Организаторами мероприятия был задуман эффектный штрих, поразивший публику красотой и простотой исполнения: по команде ведущего зрители отпустили свои воздушные шары, а прожекторы сцены осветили происходящее, открыв всем присутствующим поистине завораживающее зрелище. Тысячи красно-белых шариков взметнулись в небо, вызвав восторг у аудитории.

На такой эмоциональной ноте подошло время выступления приглашенной группы «ДДТ». По словам Алексея Учителя, Юрий Шевчук был рад участвовать в таком масштабном и значимом для культуры событии, ведь он и сам имеет непосредственное отношение к документальному кино – в 1987 году он снимался в фильме Алексея Учителя «Рок». Справедливо было бы сказать, что некоторая часть зрителей посетила открытие фестиваля только лишь из-за выступления «ДДТ»: после окончания концерта многие поспешили домой, а особо ярые поклонники рока попытались получить возможность сфотографироваться с Юрием Шевчуком. Однако, даже не смотря на то, что площадь покинула примерно половина присутствующих, новую ленту Вернера Херцога встречали аплодисментами несколько тысяч человек. 

Фильм «О, интернет! Грезы цифрового мира» транслировался на английском языке с русскими субтитрами. Эта лента – ода к высоким технологиям, отражающая две стороны медали: интернет на службе у человека, и интернет, не знающий морали и, возможно, для человека опасный. Статистические данные о технологических разработках искусно переплетаются с историями простых людей, жизни которых изменили компьютеры и интернет. Герои фильма, научные деятели и обычные пользователи интернета вспоминают зарождение интернета, а так же делают предположения, каким будет наше будущее, которое, без всякого сомнения, уже сейчас нельзя представить без информационных технологий.

Возможно, это неудивительно, что именно Вернер Херцог решил снять обличающий документальный фильм об интернете с его загадочностью и опасностью, ведь для режиссера эта сторона жизни была сродни тропическим дебрям: Херцог впервые поговорил по телефону лишь в 17 лет, а сейчас практически не пользуется интернетом и отвергает сотовую связь. Относясь к информационным технологиям «с холодком» он, как никто другой, смог максимально объективно рассказать о прошлом и настоящем интернета.

В одном из интервью он признался, что считает доступную связь в мессенджерах путем к разобщению между людьми, поэтому неудивительно, что в ленте практически не уделено внимания социальным сетям и чатам. Больше этого режиссера интересует возможность свободы от информационных технологий. В фильме он вместе с героями фантазирует о том, что же будет, если интернет совсем исчезнет. Зрителям он открывает места на планете, где не ступала нога геймера или пользователя facebook`а, и, наверняка, кто-то в тот вечер впервые узнал о таких «необитаемых островах» – среди зрителей можно было заметить реакцию искреннего удивления.

Так режиссер чередует отражение привычной для многих жизни безотрывно от интернета, и жизни без него вовсе, давая трезвым взглядом оценить масштабы изменений нашего мира за последние десятки лет. И что же удается увидеть трезвым взглядом? Ошеломление всего человечества от темпа развития интернета, ведь действительно, развивается он с колоссальной скоростью, иногда даже пугающей. Обыватель не может представить себе, как он повлияет на наше общество через 5, 10, 50 лет.

В пределах истории нашей страны эта неизвестность может быть сравнима с событиями столетней давности – тогда, в 1916 году, Россия меняла свой облик, и никто не мог предположить, каким вскоре станет государство. Возможно, это и повлияло на выбор фильма для открытия фестиваля – ведь кто, как не Черный пес Петербург был непосредственным свидетелем событий вековой давности.

Вернер Херцог признался, что в процессе работы над фильмом все же оставил без внимания некоторые грани интернета – это виртуальная валюта (биткоины) и сервисы он-лайн знакомств, которые, наверняка, тоже немало повлияли на судьбы людей. Возможно, с этими дополнениями фильм стал бы совершенно исчерпывающим. 

Невзирая на очень неблагоприятную погоду, для многих людей оказалось невозможным уйти, не досмотрев фильм, и это неудивительно: он интригует и затягивает. Фильм состоит из 10 частей, и каждая последующая часть заставляет все больше углубляться в содержание. Вернер Херцог не пытается манипулировать мнением зрителя и оставляет каждому возможность поразмыслить над  обрушившейся на себя информацией и вынести свое личное заключение. Можно с уверенностью говорить о том, что режиссер проделал огромную работу, затронув актуальные проблемы «цифрового Средневековья», как для каждого отдельного человека, так и для всего человечества в целом.

Алла Гертру