С «любовью», Игорь Ковалев!

Интеллигентно и скромно Игорь Адольфович появился перед зрителями в самом начале вечера и, прежде всего, рассказал о своем творческом пути. О том, как познакомился с Александром Татарским на отработке в совхозе, как они сразу сошлись на любви к Чаплину, цирку и клоунаде, как, впервые проведя за разговором целую ночь, они на долгие годы связали себя узами верной дружбы и сотрудничества. О том, как оба уехали в Москву, где познакомились с Эдуардом Успенским и создали «Пластилиновую ворону». О том, как на Высших режиссерских курсах лекции для студентов читал Андрей Тарковский,  как профессиональные пути Александра Татарского и Игоря Ковалева разошлись, когда маэстро потянуло «на что-то другое, на андеграунд, а Саша остался приверженным комедийному жанру». О том, как, уезжая работать в Америку на 2 года, задержался там на 20 лет, и спустя годы все же вернулся в Москву, где живет и творит и сегодня.

Дальше беседа приняла философский характер, где главной темой стал поиск ответа на вопрос, что же такое кино. Вопрос этот для Ковалева давно решен: «Кино – это не литература, а пластика определенного ритма, или, наоборот, ритм определенной пластики», где главное место занимает загадка. «Я считаю, что любой вид искусств – это загадка. Зритель не должен сразу все понять, а должен захотеть посмотреть еще раз». Сам маэстро так и поступает при просмотре своих любимых режиссеров – Виго, Брессона, Годара, Ханеке, Чжанкэ, Дюмона. «Я смотрю своих любимых режиссеров, и я не считываю даже сюжет после первого просмотра. Мне хочется посмотреть ещё раз».

Анимация для Игоря Ковалева – это тоже кино, разница лишь в технике, а принцип один: человек выражает себя посредством киноязыка. В выборе творческого метода можно пойти двумя путями: от общего к частному и от детали к целому фильму. Первый способ он использует, работая над зрительской анимацией, когда уже есть готовый сценарий, синопсис или идея. Также в этот момент режиссер не забывает о зрителях, которым фильм адресован, о продюсерах, которым нужно его продать. Когда же начинается работа над авторским кино, принципы творческого мира переворачиваются. Ковалев ощущает себя маленьким мальчиком, забавляющимся со своей игрушкой, складывающим свой пазл. Первым элементом этого пазла оказывается навязчивая деталь, движение, монтажный стык, который непременно «хочется куда-то вставить». Так появляется анимационный фильм, который должен нравиться, прежде всего, самому создателю. Только тогда он будет честным и искренним.

Зрители воодушевленно смотрели работы мастера с его авторским почерком: мрачными тонами, искусно вплетенными деталями (фрески Джотто, навязчивая игра мальчика с машинкой), безмолвными и патологичными героями. Образы людей в авторских фильмах Игоря Ковалева всегда вызывают особый интерес. На вопрос о специфичном изображении героев режиссер иронично отвечает: «Я просто не умею рисовать по-другому». При этом автор признает их патологичность, и даже признается в своём интересе к такому типу персонажей.

В отношении своего нового фильма режиссер дает ещё одно неожиданное признание «Я бы никогда не взялся сейчас делать этот фильм. Очень все просто. Фильм такой однозначный. В нем все так легко считывается». Режиссер отмечает лишь формальное достоинство фильма «До любви». В этот момент маэстро кажется слишком самокритичным. Действительно, фильм кажется более простым для восприятия, чем, например, «Молоко» (где сюжет все время ускользает от зрителя, скрываясь за разветвленную систему персонажей и их кажущееся сосуществование в двух мирах) но не менее интересным от этого.

В основе картины «До любви» лежит привычный для зрителя сюжет. Он построен на любовном треугольнике, в котором двое мужчин делят между собой даму их сердец. История решена в реалистичном ключе и заканчивается трагично – смертью одного из героев и невзаимностью других, а в метафорическом смысле – невозможностью взаимности между людьми. Но мир странных людей трагичность эту уже не чувствует, его герои продолжают свое равнодушное существование. Этот мир не знает, что такое любовь, ему дано лишь то, что «До любви».

 После окончания встречи зрители ещё долго благодарили Игоря Ковалева за волнующее творчество и прекрасный вечер, брали автографы, задавали вопросы и делали фотографии. А новую картину по достоинству оценили не только петербуржцы, но и многие кинофестивали, на которых «До любви» уже успел побывать.

Справка ВКИНО: Игорь Ковалев является одним из организаторов мультипликационной студии «Пилот». В 1991 году переехал в США, где работал режиссером и художником-постановщиком на студии «Klasky Csupo», находящейся в Лос-Анджелесе. В 2011 году вернулся в Москву и сейчас работает в кинокомпании Базелевс.

В 2016 году фильм «До любви» стал обладателем главного приза национальной анимационной премии «Икар», был удостоен гран-при Международного фестиваля анимационного кино в Утрехте (Нидерланды), гран-при Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале, а также Специального Приза Жюри Международного фестиваля анимационного кино в Загребе.

Елена Белицкая