#manhattanshort в Петербурге

Пятничным вечером 23 сентября «Мираж» на Петроградской стороне ознакомил посетителей с творчеством, не столь хорошо известным массовому зрителю. Здесь состоялось открытие XIX Манхэттенского фестиваля короткометражного кино – события, охватившего буквально весь мир. Северная столица стала одним из 250 городов планеты, которые демонстрируют фестивальную программу в своих кинотеатрах. Показы десяти уникальных фильмов проходят ежедневно в течение одной недели, вплоть до 2 октября. Важно отметить особенность, выделяющую Manhattan Short среди схожих кинособытий: зрители со всех концов света получают возможность выбрать лучший фильм, полюбившегося актера, и тем самым повлиять на итоги общего голосования. Первые петербуржцы уже успели внести свой вклад. Оправдались ли их ожидания от премьеры? Давайте выясним. 


18:50. Двери зала открываются, контролер начинает проверять билеты – процедура, знакомая каждому, кто хоть раз бывал в кинотеатре. Однако это необычный сеанс. Прежде чем отправиться на поиски нужного ряда и места, каждый становится обладателем заветного бланка для голосования. Проходит 10 минут – зал заполнен, если не на 100 процентов, то на все 95. Царит атмосфера интриги: что же ждет по ту сторону экрана? 

Перед началом показа слово предоставляется Эвелине Барсегян, режиссеру фильма «Бравист» – единственной российской картины, вошедшей в число финалистов. Девушка взволнованно говорит, какая честь для нее участвовать в мероприятии мирового масштаба и донести свой фильм до огромного количества зрителей. Поддерживает Эвелину Иван Жербин, оператор-постановщик, также трудившийся над «Бравистом». 

В течение двух часов демонстрируются десять конкурсных короткометражек. Примечательно, что почти перед каждым фильмом записано короткое видеообращение его создателей. Режиссеры (в некоторых случаях актеры) объясняют идею картины и рассказывают, что побудило их к съемкам. Например, анимацию «Я-Карандаш» австралийские авторы посвятили свободе самовыражения. Вдохновили их марши протеста во Франции после теракта в редакции «Шарли Эбдо». 

Длина короткометражек – от шести до двадцати минут, и за это время можно испытать целый спектр эмоций. С первого же фильма возникает накал страстей: норвежская лента «Тоннель» переносит зрителя в антиутопический город будущего с его бесчеловечными порядками. Серьезные темы раскрыты в немецкой анимации «Сломленные» и фильме «Держись!» голландского производства. Первая изображает тяготы жизни в женской тюрьме на территории бывшей ГДР, второй – решение талантливой виолончелистки побороть внезапный страх сцены с помощью алкоголя и бета-блокаторов. Картины «Элла получит повышение?»(США), «Горилла»(Франция) и «Сверхурочная работа»(Австралия) здорово разряжают обстановку в зале, заставляя людей от души посмеяться. Дело в том, что поднятые вопросы актуальны и близки многим, а фильмы вдобавок позволяют взглянуть на них под другим углом. Будь то сложности, связанные с продвижением по службе, муки неразделенной любви или же последствия офисных переработок. 

Бесспорным лидером зрительских симпатий петербуржцев становится российский «Бравист»: простой парень зарабатывает на жизнь весьма циничным способом – кричит «браво» в театрах, заводя зал и создавая определенное настроение по заказу клиента. Однажды он встречает светлую и искреннюю девушку, льющую слезы над спектаклем… 
Действие картины происходит в Петербурге, среди знакомых всем мест, своеобразных символов города: театр Балтийский дом, дворы-колодцы. Стоит только появиться финальным титрам – и зал «Миража» взрывается аплодисментами, неистово крича «Браво!» в ироничном созвучии с фильмом. 

После просмотра некоторых картин публика хранит полное молчание. Каждый занят осмыслением увиденного, пытается «переварить» глубокий художественный посыл. Так, французская лента «Последнее путешествие загадочного Пола В.Р.» повествует о действительно загадочном астронавте, который наделен даром читать мысли окружающих. Более того, лишь он один способен предотвратить приближающийся конец света. Режиссер ставит вопрос ребром: «Нужно ли вообще спасать такое человечество?». А в 6-минутной картине под названием «Карусель» (Великобритания) взрослый мужчина решает поделиться житейской мудростью с подростком. И делает неожиданное открытие. 

И так, показ окончен, настает время голосования. Кто-то решительно заполняет свой бланк: самый яркий фильм и выдающийся исполнитель главной роли не вызывают сомнения. Кто-то, наоборот, долго и мучительно раздумывает, на чем же остановить выбор, в то время как зал постепенно пустеет. Снаружи, в фойе, зрители не спешат расходиться, ведь есть шанс лично побеседовать с Эвелиной Барсегян и поздравить команду с успехом. 


 Анастасия Жербина (художник по гриму), Иван и Эвелина

Что же касается вопроса: «Оправдались ли ожидания петербуржцев?» – на него можно с уверенностью ответить: «Да, оправдались». Кстати, результаты конкурса будут объявлены 3 октября на церемонии в Нью-Йорке. И затем опубликованы на сайте ManhattanShort.com

Дарья Шерстобоева